Главная » Cтатьи » Аллегория цвета и пространства

Аллегория цвета и пространства

Цветовая гамма и стиль будущего интерьера, пожалуй, самый сложный вопрос, возникающий у каждого, кто приступает к дизайну или ремонту своего помещения. Сколько пролистывается глянцевых журналов, просматривается страничек в интернете с красивыми интерьерами, просиживается часов у телевизора с передачами по ремонтам; походы по гостям, бесконечные советы друзей и специалистов на тему: как обустроить жильё… Под конец у каждого нормального человека от полученной информации кружится голова, так как мнения у всех разные, проектов – бесконечное количество, нравящиеся цветовые и стилевые решения уходят на второй план, потому что первый занимает практичность или мода.

            Эта статья будет не о том, какое влияние оказывает тот или иной цвет на человеческую личность, его настроение и состояние. Подобную информацию Вы найдёте в любом журнале и интернет-сети. Этой статьёй я хотела бы помочь Вам прислушаться к своим личным ощущениям и потребностям, развеять мифы и догмы, сформировавшиеся сейчас в обществе, как у заказчиков, так и дизайнеров, которые следуют определённым тенденциям моды, информации, полученной от школ своего обучения, своим личным вкусам и представлениям об окружающем мире.  

          Итак, давайте разберёмся, как и основываясь на чём мы выбираем свой будущий интерьер. Существует несколько аспектов, которые влияют на нас. Основные из них:

  • Мода.
  • Я уже видел так у кого-то.
  • Практичность.
  • Так нравится большинству знакомых.
  • Это нравится мне.

Поговорим о них подробнее.

Мода

Пожалуй, один из самых важных критериев, который влияет на наш выбор. Со страниц глянцевых журналов, экранов телевизоров, экспозиций на выставках и т.д. на нас смотрят привлекательные интерьеры, в которых всё гармонично сочетается, куда сразу хочется попасть и примерить их на своё жильё. Нам может понравиться стиль интерьера с очень дерзкой цветовой гаммой или, наоборот, в приглушённых тонах, который никогда бы раньше не пришёл в голову и, может, не заприметился, но ведь на него так активно делают акценты многие дизайнеры, подчёркивают производители мебели и магазины декора.

Нам совершенно не хочется быть невеждами и выглядеть не разбирающимися в том, что очевидно принято общественностью, поэтому мы соглашаемся сделать что-то подобное у себя. А фраза: «В Европе у всех такой интерьер», убеждает нас окончательно. Мы напрочь забываем, что живём в России, что у нас совершенно другие погодные условия и сформировавшаяся архитектура, совсем иное ежедневное настроение и жизненная позиция. Вы спросите: при чём здесь всё это? А вот очень даже при чём. Я объясню на примере одного конкретного «мифа».

С запада к нам пришла тенденция делать свои интерьеры в светлой, пастельной цветовой гамме, без ярких цветовых пятен и акцентов. Большинство дизайнеров стали утверждать, что именно так должна выглядеть Ваша квартира, Вы устаёте от красок в магазинах, на улицах, цветных вывесок, дома нужно отдыхать, что-то яркое быстро надоест. Звучит действительно убедительно. Вот только нюанс… Когда же у нас было так красочно на улицах? Особенно, если не брать столицу и крупные города. Серые, грязные от непогоды, унылые крыши, осенняя и весенняя слякоть под ногами, пару месяцев в году солнца. Разве в большинстве европейских стран так? Вспомните цветные крыши домов, ясную погоду, мощёные тротуары, изощрённую архитектуру… Конечно, у них хочется иметь светлую спальню, белые стены.

А часто Вы устаёте от огней города и ярких витрин? А если Вы живёте в посёлке? Может, наоборот, Вам отдохнуть от серых будней, купить красный холодильник, повесить любимые зелёные шторы и чувствовать себя уютно? Я не говорю о том, что нужно пестрить, забыть светлые тона и не правы те дизайнеры, которые не работают с яркими цветами. Нет, конечно, просто я хочу дать Вам возможность прислушаться к себе и примерить то или иное веяние моды именно на свой дом, его месторасположение, свои вкусы и настроение.

Кстати, Вы знаете, чем, например, обусловлены популярные немецкие интерьеры в исключительно белой цветовой гамме с их лаконичными современными формами? Немецким качеством, стилем и практичностью? Нет, экономией этого народа на всём. Страна задушена системой налогообложения, а белая краска, белый цвет отделочных материалов, простота мебели – всегда проще и дешевле. Есть спрос – есть предложение. Но вот почему-то мы считаем, что немецкие интерьеры – это очень модно и стильно.

Вспомните фильмы про дореволюционную Россию, где показывают интерьеры дворцов, красивые убранства обеспеченных домов… Где там белые больничные стены и мрачные тона? Парча, красные, синие или зелёные обои, яркие квартиры, фрески, паркет из разных пород дерева (уж древесиной наша страна богата, в отличие от других). Классицизм, Барокко, Рококо… Почему мы не помним историю, почему мы так любим всё, что откуда-то, а не наше? Хотя, если быть честными, «дворцовые стили» к нам тоже пришли, но это совсем другая история. Кстати, Вы знаете, что раньше белый цвет у нас в стране был символом траура? Сейчас об этом никто даже не вспоминает.

А кто-то, наоборот, присматривается, например, к мексиканскому колориту и считает нужным сделать свою квартиру яркой, в то время как по темпераменту все домочадцы холерики и целыми днями каждый проявляет свою индивидуальность. Может, в этом случае, наоборот, сделать что-то поспокойнее? А если Вы иммигрировали откуда-то, и Вам не хватает колорита и стиля родной страны? Может, всё-таки выбрать то, что будет напоминать о родных краях? А если Вы жили в посёлке, а сейчас в мегаполисе, и Вас душит отсутствие зелени? Может, больше цветов на подоконник и салатовый ковёр?

Другой вопрос, что работать с цветами, особенно яркими, любит не каждый дизайнер. Здесь очень важно выбрать специалиста, хорошо чувствующего сочетание цветов и их правильное расположение в квартире, специалиста, который уже делал проекты не только в бежевых, коричневых и серых тонах, который хорошо чувствует, как не переборщить, а грамотно подчеркнуть те или иные зоны и какой стиль подобрать именно этим краскам. Или, наоборот, если Вы хотите спокойный интерьер, выбрать специалиста, хорошо работающего с оттенками, текстурой и полутонами. Как правило, такие интерьеры богаты не буйством красок, а разнообразной фактурой предметов интерьера и отделочных материалов. Ну что ж, про моду, наверное, мы упомянули достаточно, надеюсь я донесла до Вас основную мысль, давайте поговорим теперь о следующем аспекте.

Я уже видел так у кого-то

Очень часто ко мне обращаются люди, которые хотят сделать нечто такое, что мы уже делали прошлым заказчикам. Бывают и те, кто не очень представляет конечный результат, а в процессе работы выясняется, что всё-таки в голове уже сидит какая-то шаблонная-известная-общепринятая-популярная идея. И все предложения дизайнера будут вежливо отвергнуты, потому что наша психика устроена так, что если мы уже заприметили что-то и взяли на вооружение, она будет различными методами и доводами подводить нас к этому варианту. Здесь нет совершенно ничего плохого. Ведь многие наши представления о мире и об уюте формируются на основе того, что когда-то понравилось, заприметилось, запало в душу. И теперь, например, именно бирюзовые шторы мы хотим в гостиную, но думаем: авось есть вариант получше…

Поэтому дизайнер предлагает различные варианты, но, как правило, в итоге мы всё равно вешаем эти бирюзовые шторы и подгоняем весь интерьер к ним. В случае, если Вам что-то сильно нравится, то непременно скажите об этом дизайнеру, работающему с Вами. Он не обязательно сделает точно так же, может, подберёт более подходящий оттенок, чётче дополнит образ, предложит различные варианты исполнения и т.д. А бывают случаи, когда Вам понравилось что-то, но исполненная задумка в Вашем конкретном интерьере ну никак не смотрится, и все ухищрения реализовать её, выглядят, как минимум, нелепо. … В этом случае нужно без сожаления отпустить картинку и примерить другие варианты. Будьте готовы к экспериментам!

Практичность

Этот термин звучит весьма убеждающе и внушающе. Мы все понимаем, что нам придётся жить в созданных дизайнером условиях, а не приходить домой как в музей. Я считаю, если дизайнер опытный-профессиональный-толковый, он просто не имеет права создавать интерьеры, минуя это определение. Функционал всего жилья должен прослеживаться в каждой детали, в каждом решении! Но что делать, когда на одни и те же вещи с точки зрения практичности мы сморим совершенно по-разному? Я приведу пример…

Допустим, подиум в помещении. Многие склонны считать, что эта конструкция, мало того, что существенно делает ремонт дороже, так ещё и будет мешать расти детям, провоцируя большое количество травм, а впрочем, что там говорить – и взрослым, которые периодически могут спотыкаться о него. Помимо этого, сокращается высота потолков, загромождается помещение, особенно в маленьких квартирах. А что Вы скажете о том, что подиум может быть отличной системой хранения с организованными в нём люками и выдвижными ящиками, куда Вы сложите всю обувь минувшего сезона, так как шкаф-купе в Вашей маленькой квартире всё просто не вмещает? А куда положить спортивный инвентарь, если Вы увлекаетесь сноубордом, горными лыжами, роликами и т.д.? Ну конечно же, там ему будет самое место!

Отдельно про детские травмы. Я, как мама, вырастившая ребёнка с высоким подиумом в квартире, и с большим числом знакомых, имеющих дома лестницы, ступени, второй свет и т.п., могу написать выделенным шрифтом: дети, растущие в подобных условиях, приобретают хорошую координацию движений, быстрее развивают осторожность, падают с таких конструкций не чаще, чем на плоском полу и, впрочем, как и взрослые, быстро привыкают к подобным дизайнерским решениям. Это правило, правда, не очень действует на гостей и не отменяет общую осторожность всех домочадцев. Зато, как правило, гостям нравится такой необычный интерьер, если конечно, они не из разряда завистников и специально всё не раскритикуют, не имея у себя подобного. Ну, про то, как красиво можно подчеркнуть подиум подсветками и различными отделочными материалами, я уже опущу, очень надеюсь, что моя мысль была понята. Подиум – это только маленький пример большого количества мифов о «непрактичном» использовании какого-либо дизайнерского решения. Я бы многое ещё написала про второй свет в доме, тёмные и светлые полы, стеклянные перегородки в санузле и т.д., но это уже совсем другая статья. Вывод: прислушивайтесь и доверяйте больше дизайнерам и профессионалам, а не мнению обывателей, не имеющих никакого опыта в подобных вопросах и «фейковым» статьям.

Так нравится большинству знакомых

Ну что ж…. Разберём случай – так нравится моим знакомым. К ним я отнесу также родственников, родителей (особенно имеющих отношение к спонсированию ремонта), друзей и остальных людей, мнение которых приходится выслушивать в процессе или перед ремонтом. Так же, хочется отметить отделочников, которым редко нравится дизайнер с его креативным подходом. Для них сложная работа всегда неинтересна, поэтому они нередко настраивают заказчика скептически. И вместо того чтобы задать возникшие вопросы по исполнению сложных моментов создателю проекта, заказчик отказывается от данной идеи под предлогом того, что всё придуманное – не реально, чертежи не точные, никто себе так не делает, и всё это непрактично.

Приступая к созданию дизайн-проекта, желательно, сразу определите круг людей, которые будут принимать в этом участие, а остальных – полностью исключите, объяснив тем, что покажете всё по итогу и выслушаете мнение уже по общей концепции. Очень часто, без видения полной картины, ошибочно воспринимаются те или иные предложения дизайнера. Однако, даже что-то на первый взгляд не воспринимающееся, например, какой-то определённый цвет стен, габаритный диван, ковёр или подсветка, в общей планировке интерьера, с применением правил золотого сечения будет выглядеть очень гармонично и уместно.

Обычно возникает много возражений, пока заказчик не увидит итог. Поэтому дайте возможность дизайнеру спокойно и творчески подойти к проекту и взаимодействовать только с прямыми участниками данного процесса. Поймите, что у дяди Вани могут быть светлые полы, так как он считает, что на тёмных сильно видна пыль, а у тёти Маши – тёмные, так как на светлых сильно видна грязь. A к Вам, может быть, каждый день приходит уборщица, или работает моющий пылесос-робот, и, по сути, все их доводы неуместны. Вы и дизайнер только потратите нервы и затянете проект.

В подведение итогов хочется отметить самый редкий и самый, как правило, беспроигрышный вариант в подходе к выбору интерьера.

Это нравится мне!

Это, наконец-то, что нравится мне!!! Казалось бы, как всё просто! Конечно, я и пытаюсь сделать так, как нравится именно мне, но не тут-то было… Всё вышеперечисленное слишком туманит голову, и что хочется мне –воспринимается уже совершенно смутно. Очень редок процент заказчиков, которые чётко понимают, чего хотят. Бывают даже случаи, когда ремонт уже подходит к концу, а люди только начинают определяться со вкусом.

Я настоятельно советую перед созданием дизайн-проекта не полениться посмотреть хотя бы в интернете варианты интерьеров, чтобы отметить понравившиеся Вам. Составить список гостиниц, ресторанов, в которых Вы чувствуете себя уютно и комфортно, выделить свои повседневные привычки, увлечения, хобби, составляющие основу образа жизни, вспомнить, какие Вы любите цвета, краски и даже музыку. Расскажите обо всём этом дизайнеру. И возможно, профессионалу удастся предложить Вам то, что соответствует именно Вашему внутреннему миру и настроению.

Дом – это Ваша крепость, это место, где большинство из нас проводит большую часть своей жизни. Это то пространство, где начинается настроение, где Вы чувствуете себя спокойно и счастливо. Не относитесь поверхностно к тому, где Вы живёте, отдыхаете и воспитываете детей. Не экономьте на своём комфорте ни средств, ни времени, затраченного на проектирование (конечно же, в рамках разумного). Не слушайте всё, что пытается навязать Вам общество, Вы – индивидуальны и неповторимы. Вы, и только Вы, пусть в глубине души, знаете, чего хотите. Прислушайтесь к себе и своим потребностям!

Я же Вам желаю оптимального выбора, отвечающего Вашей индивидуальности, и воплощения всех предвкушений и задумок, связанных с Вашим родным домом и жильём. Пусть то место, куда Вы приходите за поддержкой, будет самым комфортным и желанным, Пусть Вам хочется возвращаться сюда снова и снова из всех поездок и даже из самых роскошных отелей и уголков света. Поверьте – это возможно…

Ирина Ивашкина